Ранее в нашей экскурсии уже упоминался подобный инженерный проект — Вознесенский кунстштат. Интересно рассмотреть саму основу этого термина. Как можно догадаться, он пришёл к нам, как и множество других терминов, связанных с горнорудным делом, из Германии. Немецкое Kunststadt состоит из двух слов: Kunst — «искусство» и Statt (в архаичном варианте — «место»). Термин имеет столь давнее происхождение, что его первоначальный смысл практически был забыт уже к XIX веку.
Тем не менее, некоторые разъяснения можно найти, например, в словаре историка Г. И. Спасского, который бывал на Змеиногорском руднике и оставил ряд заметок, связанных с ним. В частности, он пишет о «кунстштате» как о «месте, где находится большое гидравлическое колесо, служащее для выливки воды из рудника» (Спасский Г. И., 1841 г., С. 220). У Спасского также неоднократно встречаются термины с частью «кунст», и всегда — в контексте гидротехнических механизмов, задействованных в водоотливных работах: «кунстшахта», «кунст-штейгер» и другие. Эти термины всегда взаимосвязаны (Спасский Г. И., 1843 г., С. 105). В данном случае «кунст» в смысле «искусства» употребляется не случайно — предполагается, что человек, работающий с такими механизмами, должен обладать навыками, близкими к мастерству.
Описание водоотливной машины Екатерининского кунстштата встречается и у других исследователей. Одно из самых ранних — у горного инженера И. Ф. Германа (Герман И. Ф., 1789 г., С. 178). О рудоподъёмном и водоотливном комплексе, созданном К. Д. Фроловым, писали и другие горные инженеры, в том числе уже упомянутый А.И. Кулибин (Кулибин А.И., 1836 г., С. 331–333). Впоследствии возникли сомнения в правильности указанных размеров деревянного колеса, лежавшего в основе конструкции Екатерининского кунстштата (Виргинский В. С., 1950 г., С. 62). Однако здесь есть один важный нюанс: деревянные колёса активно впитывали воду и становились, при уже изначальном весе около 10,5 тонн, ещё тяжелее. Крюки, сохранившиеся на руинах конструкции Екатерининского кунстштата, служили для удержания этих колёс при их колоссальном весе.
После закрытия Змеиногорского рудника в конце XIX века, согласно записям и статьям исследователей XX века (например, советского маркшейдера Н. А. Ветрова), разрушение Екатерининского кунстштата могло произойти как минимум в двух периодах — в 1914 году и на рубеже 1940–1950-х годов. В первом случае это были взрывные работы, проведённые австрийским княжеским родом Турн-и-Таксис, который пытался перезапустить и сохранить рудодобычу до послевоенных времён. Во втором — взрывные работы проводились уже в советский период. После этого большая часть подземных коммуникаций проекта К. Д. Фролова (включая Вознесенский кунстштат) была уничтожена.
Екатерининский кунстштат оставался в недоступном, засыпанном состоянии до 1965 года. В том году на пустыре, который ещё не был превращён в парк им. 60-летия ВЛКСМ, трактор, проводивший раскопки, наткнулся на фрагмент каменной кладки, некогда бывший куполообразным. Уже тогда многих удивил тот факт, что кладка конструкции сохранялась более ста лет — благодаря инженерному «замку», представляющему собой саму каменную основу и клинья, вбитые между её элементами. Цемент в современном понимании не использовался при строительстве кунстштатов.

Вы можете построить маршрут к обзорной точке от вашего местоположения до самого объекта просмотра с учетом способа передвижения, используя кнопку МАРШРУТЫ на Яндекс карте.