«Большим разносом» в Змеиногорске называют место, где когда-то располагалось, в том числе, и непосредственно Змеиногорское месторождение. Насколько можно судить, месторождение, вокруг которого впоследствии образовалось поселение при Змеиногорском руднике, было открыто на рубеже 1710-х и 1730-х годов (Бородаев В.Б., Контев А.В., 1999 г., С. 75). Одним из первых законных владельцев данного месторождения стал А.Н. Демидов, получивший от российской императорской власти в 1726 году берг-привилегию, дававшую ему право на добычу и плавку медных руд в пределах Томского и Кузнецкого уездов (Бородаев В.Б., Контев А.В., 1999 г., С. 77). После открытия на месторождении полиметаллических руд, в 1736 году происходят первые попытки разработки месторождения (Бородаев В.Б., Контев А.В., 1999 г., С. 90), а позже, в связи с обнаружением в 1740-х годах на данном месторождении серебряной руды (Бородаев В.Б., Контев А.В., 1999 г., С. 99), его разработкой заинтересовались в том числе и в самых высших петербургских инстанциях.
После смерти А.Н. Демидова в 1745 году и в результате изысканий будущего первого начальника Колывано-Воскресенских заводов А.Б. Беэра, в 1747 году Змеиногорский рудник был передан во владение императорского Кабинета (Бородаев В.Б., Контев А.В., 1999 г., С. 122) и фактически стал государственной собственностью. Однако история с созданием кунстштатов (в том числе Вознесенского) развернулась несколькими десятилетиями позже, в середине 1780-х годов. Сама идея проекта, заключавшего в себе создание целого рудоподъёмного и водоотливного комплекса, в основу которого была положена технология деревянных лопастных колёс на водной тяге, принадлежала отцу П.К. Фролова, горному инженеру К.Д. Фролову. Суть этого проекта заключалась в создании искусственного технического пруда (плотины) и подаче из него по специальному каналу воды на те самые колёса, располагавшиеся в том числе в созданных для их эксплуатации технических шахтах — кунстштатах. Колёса, в свою очередь, приводили в движение насосы для откачки и переброски технических вод и механизмы для подъёма руды (Савельев Н.Я., 1985 г., С. 109, 111).
Находившийся именно на месте Большого разноса Вознесенский кунстштат был создан в 1787 году и работал примерно по тому же принципу. После первых испытаний рудоподъёмного механизма данного кунстштата (механизм был назван «патер-ностер»), К.Д. Фролов остался не очень удовлетворён его работой. Причиной недовольства была слишком большая производительность механизма, превышавшая физическую способность добытчиков обеспечить его рудой. Эту проблему К.Д. Фролову решить так и не удалось, и впоследствии «патер-ностер» был разобран (Савельев Н.Я., 1985 г., С. 112).
Позднее, в 1790 году, после ряда изменений, касающихся переноса шахтного ствола ближе к колесу-гиганту, К.Д. Фролов решил использовать в работе колеса Вознесенского кунстштата кривошипный механизм. Создание новых механизмов началось в 1792 году, и сложнейшей задачей было поставить сам кривошип. К тому же, из-за ошибки литейщиков он почти сразу же сломался. И вот как раз заново, уже без изъянов, созданный кривошип помогал ставить на место К.Д. Фролову 18-летний на тот момент П.К. Фролов (Савельев Н.Я., 1985 г., С. 191-192).
Исходя из докладов 30 лет бывшего главного маркшейдера в г. Змеиногорске Н.А. Ветрова, в советские годы Вознесенский кунстштат в результате создания Большого разноса (фактически, современного карьера) был разрушен вместе со всеми его механизмами.

Вы можете построить маршрут к обзорной точке от вашего местоположения до самого объекта просмотра с учетом способа передвижения, используя кнопку МАРШРУТЫ на Яндекс карте.